«Уральский следопыт» впервые появился в апреле 1935 года, регулярно журнал стал выходить с апреля 1958 года. С этого времени с журналом сотрудничали и были его авторами впоследствии известные писатели и художники: Виталий Волович, Владислав Крапивин, Виктор Астафьев, Михаил Гроссман, Юрий Курочкин, Лев Сорокин, Вл. Шустов, Клавдия Рождественская, Спартак Киприн, Ник. Куштум, Ник. Моос, Александр Беляев и многие другие. В этот период журнал обрел огромную популярность в России. Его полумиллионный тираж расходился по всем республикам бывшего СССР.
Одним из ведущих авторов журнала был Владислав Крапивин. Именно на страницах «Уральского следопыта» начинали тогда свою жизнь все его произведения. Активными авторами журнала были прозаики Николай Никонов, Борис Рябинин, Борис Путилов, Юрий Курочкин, поэты Лев Сорокин, Мих. Найдич, Венедикт Станцев, Олег Поскребышев и многие, многие другие.
За те полвека, которые «Уральский следопыт» вместе со своим читателем, журнал стал законодателем моды в области научной фантастики. Все почти без исключения ведущие писатели-фантасты были авторами «Уральского следопыта». Премии и призы журнала, ежегодные праздники «Аэлита» были известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Призом «Аэлита» (творениями уральского мастера Виктора Саргина) отмечены лучшие отечественные мастера научно-фантастического жанра.
В данном обзоре для вас представлены первые три номера журнала «Уральский следопыт», которые вышли в новом 2014 году. Наиболее интересные статьи представлены более подробно.
Кузьмин Анатолий. Датчанин в Сибири (история о том, как торговые фирмы Дании наладили экспорт курганского масла в Европу) / Анатолий Кузьмин // Уральский следопыт. – 2014. - №1 (679). – С. 11-15.
В 1896 году в Кургане открыл свое представительство торговый дом «Г. И. Паллизен и Ко», занимавшийся скупкой масла для экспортной торговли. Взамен он продавал сепараторы и полный комплект оборудования для маслозаводов. Кредит погашался маслом, что было выгодно обеим сторонам. Бок о бок с ним шла фирма «Е.Ф. Эсман», с 1904 года она получила название «Сибирская компания», сокращенно — «Сибико».
В рекламном проспекте «Сибико» значилось: «Многолетний опыт делами своей специальности поставил фирму «Сибирская компания» в положение продавать непосредственно сибирское экспортное масло в руки потребительских обществ и розничных лавок в Германии, Англии, Дании, Европейской России и вообще везде, где только требуется сливочное масло. Взамен масла датчане предлагали уборочные машины «Милуоки», плуги «Гена» и «Сакка», лобогрейки, молотилки, веялки и прочий сельхозинвентарь, необходимый в крестьянском хозяйстве. Так же датские предприниматели вели в Кургане закупки казеина и яиц, предлагая по оптовым ценам чай и сахар, крупу и сельдь, табак, спички и керосин. Контора и склад находились в центре города, напротив масленого рынка.
Автор – Анатолий Кузьмин, журналист, краевед, обозреватель газеты «Курган и курганцы», автор книг: «Есть в Варгашах завод...», «Борьба — это судьба», его очерки из истории Курганской области собраны в книгах: «Огонь столетий» и «Курган. 1812», - в статье пишет о том, что привлекло зарубежных предпринимателей в Зауралье и особенности деятельности и взаимодействия торгующих сторон.
Попов Василий. Параллельные курсы рубля и «вдовая женка» Марфа Кичигина / Василий Попов // Уральский следопыт. – 2014. - №1 (679). – С. 16-19.
На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X века, а со второй половины XIV-го века чеканились систематически. Металлические деньги имеют ряд преимуществ, но есть и один недостаток — при больших суммах они имеют солидный вес. Естественно, возник вопрос облегчения веса денег. Эта проблема тоже была решена: в Китае давно изобрели бумагу, и там же в IX веке нашей эры появились первые бумажные деньги.
В России первые бумажные денежные знаки вошли в обращение в 1769 году при императрице Екатерине II. Эти денежные знаки назывались ассигнациями. Выпуск (эмиссию) новых денег производили в Петербурге и Москве ассигнационные банки, деньги были достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей. А в 1786 году к ним добавились пяти- и десятирублевые ассигнации. Печатались они на белой бумаге, «нарочно для того сделанной».
На лицевой стороне печаталась легенда (условный знак, пояснение): «Объявителю сей Государственной ассигнации платит ассигнационный банк двадцать пять рублей ходячею монетою 1769 года» — монетой государственной чеканки из меди и серебра. Каждая купюра снабжалась подписями двух сенаторов, главного директора правления банков и директора местного банка, которые «учинялись» от руки черными чернилами.
Автор статьи практически всю жизнь занимается коллекционированием рассказывает о своем увлечении на выставках и в местной печати. Свой рассказ он начинает со случая, когда ребятишки показали ему интересную монету. На одной стороне в пять строк по старой орфографии отчеканена надпись: «2 копейки серебром 1840 Е М» (Екатеринбургский монетный двор), а на другой — монограмма «Н I» (Николай I). Ребята заинтересовались, почему такая надпись — «серебром», хотя на самом деле она медная и покрыта позеленевшей патиной. Чтобы понять секрет надписи, автор решился на данное исследование.
Кузнецов Игорь. Забытое Лукоморье? / Игорь Кузнецов // Уральский следопыт. – 2014. - №1 (679). – С. 24-25.
Некогда знаменитое Лукоморье — местность около морской излучины Обской губы на севере России — приобрело значение сказочной страны благодаря великому произведению Александра Сергеевича Пушкина:
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит...»
О каком Лукоморье писал поэт? О северной или какой-либо другой морской излучине? Теперь сложно найти истину. Мог ли знать Александр Сергеевич о существовании Лукоморья в Сибири? Конечно, мог, потому что его дальний предок — Евстафии Михайлович Пушкин, первый владелец поместья в Болдино XVI века (где поэт проводил немалую часть времени) — служил в Тобольске воеводой. Другой родственник А. С. Пушкина — Борис Пушкин — служил воеводой в Мангазее. Знаменитый А. П. Ганнибал по предписанию ездил в Тобольск для построения крепости.
По мнению автора статьи, северная территория Лукоморья, известная путешественникам и многим картографам в средние века, удивительным образом оказалась забытой в современное время. В своём исследовании автор отвечает на волнующий вопрос: Откуда же взялись знаменитые строки «У лукоморья дуб зеленый?», - а так же приводит множество интересных сведений о творчестве великого поэта.
Трусов Владимир. Два художника в одной лодке / Владимир Трусов // Уральский следопыт. – 2014. - №2 (680). – С. 3-5.
В 1911 году в Санкт-Петербурге затеялась очередная выставка работ нашего земляка-живописца, камнереза и ювелира Алексея Козьмича Денисова-Уральского, к которой художник переиздал свой каталог «Урал и его богатства», впервые изданный к екатеринбургской выставке 1900 года. В «Кратком географическом очерке Урала» Алексей Козьмич любовно описывает природу родного ему края. Ведь он много путешествовал по Уралу, его горам и рекам, в разное время года писал с натуры волновавшие его пейзажи и сюжеты. Поэтому его описания и через сто лет читаются с большим интересом, а живописными работами можно любоваться без конца. Автор статьи рассказывает о творчестве художника и представляет несколько иллюстраций его удивительных картин.
Шаровская Людмила. Русский Усть-Маш / Людмила Шаровская // Уральский следопыт. – 2014. - №2 (680). – С. 10-14.
В самой южной точке Свердловской области, в 45 километрах от Красноуфимска, стоит небольшая — в 300 жителей — деревня Русский Усть-Маш. 112 лет тому назад, в 1901-м, на средства книгоиздателя Ф. Ф. Павленкова и Красноуфимского уездного земства здесь затеплилась народная читальня — одна из первых на Урале, открытых по завещанию издателя-просветителя. Сегодня это библиотека им. Павленкова. По рассказам старожилов, старым фотографиям, документам из районного архива и краеведческого музея книжный фонд стали пополнять сборники по истории деревни, библиотеки, клуба, школы, документы о замечательных людях-земляках. Материалы по крупинкам собраны библиотекой и занимают почетное место в музейном уголке краеведческого отдела. Автор статьи, краевед и заведующая библиотекой рассказывает об истории своего села и людях, благодаря которым село сегодня процветает.
Неглавные герои Бажова в карандашной палитре Галины Назаренко / илл. Галины Назаренко // Уральский следопыт. – 2014. - №2 (680). – С. 18-19.
Художница, иллюстрации которой представлены в статье, родилась в 1957 году в Свердловске. Серьезно рисовать начала в сорок лет. Иллюстрации к сказам Павла Петровича Бажова выполнены в карандашной технике. Сначала художница читает сказ, представляет себе героев, делает эскизы на понравившийся сюжет и только потом садится рисовать. На каждую иллюстрацию уходит много времени, так как тщательностью прорисовки художница старается вдохнуть жизнь в свою работу.
В статье представлены иллюстрации к сказам П. Бажова и рассказ от первого лица о том, как они создаются.
Захаров Сергей. Последние загадки челябинского метеорита / Сергей Захаров // Уральский следопыт. – 2014. - №2 (680). – С. 27-31.
После падения челябинского метеорита прошло более года. Пожалуй, это первое падение крупного небесного тела, получившее столь быстрое и всестороннее научное изучение и привлекшее внимание всего мира обилием видеоматериала. Вопросы, конечно, еще остаются, но основные итоги подведены.
В конце лета и весь сентябрь 2013 года на озере Чебаркуль трудилась поисковая экспедиция ООО «Алеут» из г. Екатеринбурга, выигравшая конкурс на проведение работ по подъему метеорита. Работы шли трудно, иногда прерываясь погодой или различными юридическими согласованиями с рыбоохранными и природоохранными службами. Для поднятия духа члены экспедиции придумали ей (экспедиции) имя собственное — «Язь и мужики против метеорита и зеленых человечков». Поисковая группа располагала картосхемами магнито- и георадарной съемок, выполненными учеными УрФУ, ИЗМИРАН, Карлова университета. Казалось бы, в таких условиях можно просто расположиться над точкой «упокоения» метеорита и начать подъемные работы. Но пришлось заняться и поиском, так как тело метеорита разделилось на несколько относительно крупных обломков и выпало на достаточно обширном участке дна.
Автор статьи, который является председателем Челябинского регионального отделения РГО, кандидатом географических наук, доцент кафедры географии и МПГЧГПУ рассказывает о подъеме метеорита из озера Чебаркуль и некоторых загадках временно неразрешенных.
Трусов Владимир. Что имеем не храним… / Владимир Трусов // Уральский следопыт. – 2014. - №3 (681). – С. 3-7.
Интересно происхождение фамилии Дмитрия Ивановича Менделеева, так как дед по мужской линии был Соколов. У Павла Максимовича, священника села Тихомандрица Вышневолоцкого уезда, сыновья учились в Тверской семинарии. По окончании ее только Тимофей сохранил фамилию отца. По обычаю тех лет другим трем братьям фамилии придумывали учителя. Василий стал Покровским, Александр — Тихомандрицким, а Иван — Менделеевым. Фамилию получил, когда что-то выменял, как соседский помещик менял лошадей. Учитель по созвучию «мену делать» вписал Ивана под фамилией Менделеев.
В статье автор приводит интересные факты о жизни и деятельности великого русского химика ученого-энциклопедиста и педагога Д. И. Менделеева.
Бирюков Евгений. Фотограф остался за кадром // Уральский следопыт. – 2014. - №3 (681). – С. 8-9.
В одном из своих очерков 1920-х годов в «Областной крестьянской газете» П.П. Бажов писал, что в поездке по Ирбитскому району его сопровождал фотограф-немец, который оказался профессионалом. По мнению автора статьи для истории уральской фотографии этот факт любопытный, поэтому он поехал в Ирбит, порылся в архивах и представил нам интересные сведения о человеке по имени Александр Робертович Герман, который по рождению в 1895 году был прибалтийским (лифляндским) немцем. В 15 лет он — ученик фотографа. В1914 году как немец (шла война с Германией) был выслан на поселение на Урал, в Ирбитский уезд. Революция его реабилитировала, стал свободным гражданином. Основал в Ирбите свою «Фотографию» — в центре, напротив Пассажа. Помимо фотографии, увлекался музыкой — играл на скрипке в ярмарочном оркестре. Как сложилась его судьба и какую память о себе он оставил рассказывает данная статья.
Шимонек Елена. Неизвестное творение Эрьзи / Елена Шимонек, илл. из книги В. Блинова «Недорисованный портрет» // Уральский следопыт. – 2014. - №3 (681). – С. 14-17.
Степан Дмитриевич Нефедов (творческий псевдоним — Эрьзя) был знаменитым российским скульптором, действительным членом Общества российских скульпторов. Произведения Эрьзи находятся на хранении в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске, а также в частных коллекциях в России и за границей. Добившись европейской известности еще до революции 1917 года, он вошел в историю мирового искусства, прежде всего, как один из немногих художников, создававших свои творения из дерева. В деревянной скульптуре Степан Дмитриевич добивается сочетания художественного совершенства и удивительной оригинальности. Почти во всех своих произведениях он обрабатывал лишь часть используемого куска дерева, шлифуя его и тонируя мастикой особого состава.
Однако все это было потом. А вначале Степан Дмитриевич работал с разными материалами, в том числе и с мрамором. Прожив несколько лет в Европе, куда уехал никому неизвестным, начинающим скульптором, он вернулся в лучах европейской славы и стремился найти на родине мрамор, похожий по рисунку и свойствам на знаменитый каррарский мрамор из Италии. Именно в результате этих поисков скульптор и оказался на Урале. О жизни мастера на уральской земле рассказывает автор данной статьи.
Вехов Николай. В стране самоедов / Николай Вехов, илл. представлены авт. // Уральский следопыт. – 2014. - №3 (681). – С.18-24.
Борис Михайлович Житков (1872-1943) — зоолог, один из зачинателей природоохранного движения в стране, основатель отечественного охотоведения как науки. В историю России он вошел как один из самых заметных путешественников конца XIX — первой четверти XX столетий. География его путешествий огромна, но свои первые шаги в науке Борис Михайлович начинал на русском Севере и Ямале.
Центральным событием этого части жизни Б. М. Житкова стала поистине грандиозная экспедиция 1908 года на полуостров Ямал. Эта земля оставалась мало известной вплоть до второй половины XX столетия.
Автор статьи рассказывает о всех перипетиях экспедиции, представляя нам записи Б. М. Житкова, прилагает фотографии, отснятые во время путешествия и другие интересные факты этого события.
Мусатов Вячеслав. Каменные парадоксы / Вячеслав Мусатов, фото авт. // Уральский следопыт. – 2014. - №3 (681). – С. 40-43.
Горы — это ландшафты, для которых характерны высокая живописность и ярко выраженная индивидуальность. Яйлы Крыма, куэсгы Кавказа и, конечно, курумы Урала, такие характерные формы и определяют индивидуальные особенности горных систем. Курумы и каменные реки — неотъемлемая часть уральского ландшафта. Даже сам термин «курум» чисто уральского происхождения, хотя курумы встречаются во многих горных системах. На Урале площадь курумов достигает 300 квадратных километров. Курумы встречаются практически по всей территории Урала. О том что такое курумы и о парадоксах данного вида гор рассказывает в своей статье автор.
Выпуски журнала «Уральский следопыт», вышедшие в январе-марте 2014 года содержат много интересной и познавательной информации. Представленные статьи – лишь малая часть того, что можно почерпнуть из данных номеров. Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, провести своё свободное время за чтением этого увлекательного журнала!
Мы ждём вас в будние дни с 11-00 до 19-00 часов, в воскресенье с 10-00 до 18-00 часов без перерыва на обед. Суббота – выходной день.
Т. Ю. Стешенко, зав. ОСВО ЦБ им. А. Н. Зырянова