Знамя части – воинская святыня.
Военная пословица
Знамя – это святыня для любой воинской части. Полк жив, пока существует знамя, без знамени нет полка. Взятое в бою чужое знамя – самый почетный воинский трофей, именно поэтому столько крови лилось за обладание чужим знаменем и сохранение своего.
За всю историю Государства Российского в списки полков Русской императорской армии был зачислен навечно всего-навсего 21 воин, причем 18 человек – за спасение знамени части. Старинная традиция была возрождена 8 сентября 1943 года, когда 254-му гвардейскому стрелковому полку было присвоено имя Александра Матросова, а сам воин, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота, был зачислен навечно в списки 1-й роты данного полка. За годы Великое Отеческой Войны навечно занесены в списки части ещё два человека – Владимир Шаландин и Дмитрий Тяпин.
20 февраля 1944 года колхозник Дмитрий Николаевич Тяпин, никогда не служивший в Красной армии, но участник Русско-японской и Первой мировой войн, был зачислен навечно в списки воинской части. Этой чести он удостоился за спасение Боевого Знамени прославленного соединения – 24-й мотострелковой Самаро-Ульяновской, Бердичевской ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменной, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого Железной дивизии. Тяпин был зачислен в нее навечно при жизни и это первый и единственный случай в отечественной истории.
Дмитрий Николаевич Тяпин (1879–1975)
Из наградного листа, подписанного начальником политотдела 10-й армии полковником И.И. Михальчуком: «6-го августа 1941 года тов. Тяпин Д.Н. явился свидетелем расправы немецких танкистов с тремя офицерами Красной армии. После того как три советских офицера погибли, т. Тяпин похоронил их тела в лесу. Обнаруженное в сумке одного из погибших героев дивизионное знамя и орден «Красное Знамя» сохранил и с приходом частей Красной Армии в октябре 1943 года передал знамя Командованию Армии. Знамя передано в Штаб Западного фронта. За проявленные преданность и патриотизм к своей Родине тов. Тяпин достоин награждения орденом Красной Звезды».
Но с награждением Тяпина не торопилась. Он задал юристам очень непростую задачку. Ведь речь идет о знамени легендарной 24-й дивизии, названной Железной за исключительную стойкость в годы Гражданской войны. А спас знамя простой колхозник, никак не связанный с партизанами и 28 месяцев находившийся на оккупированной врагом территории. Дело слишком серьезное. Политическое дело…
Как решалось дело подробно описано в статье:
Экштут, С. Колхозник Дмитрий Тяпин – ангел-хранитель Железной дивизии : почему не надо «ретушировать» личность героя, спасшего знамя и честь легендарного соединения / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 4. – С. 40–45. – (Расследование Родины).
Дмитрий Тяпин у спасенного им Знамени
Став солдатом Железной дивизии, Тяпин быть просто «почетным красноармейцем» не захотел и в рядах «своего» полка закончил войну в Праге. За участие в боях старшина Тяпин был награжден вторым орденом Красного Знамени. После войны Дмитрий Николаевич всегда был желанным гостем в дивизии, в списки которой был зачислен навечно.
Скончался Дмитрий Николаевич Тяпин в марте 1975 года в возрасте 96 лет. Воины Железной дивизии соорудили над местом его погребения в селе Анютино скромный памятник.
У Роберта Рождественского есть стихотворение о спасённом Знамени, которое очень подходит к теме данной статьи и ко всем событиям нашей сегодняшней жизни.
Утром ярким, как лубок.
Страшным. Долгим. Ратным.
Был разбит стрелковый полк.
Наш. В бою неравном.
Сколько полегло парней
В том бою, не знаю.
Засыхало – без корней –
Полковое знамя.
Слушайте! Это было на свете.
Облака печально шли
Над затихшей битвой.
И тогда с родной земли
Встал солдат убитый.
Помолчал. Погоревал.
И – назло ожогам –
Грудь свою забинтовал
Он багровым шелком.
Слушайте! Это было на свете.
И подался на восток,
Отчим домом бредя,
По земле большой, как вздох.
Медленной, как время.
Полз пустым березняком.
Шел лесным овражком.
Он себя считал полком
В окруженье вражьем!
Из него он выходил
Грозно и устало.
Сам себе и командир,
И начальник штаба.
Слушайте! Это было на свете.
Шел он долго, нелегко.
Шел по пояс в росах,
Опираясь на древко,
как на вещий посох.
Ждал он часа своего,
Мстил врагу кроваво.
Спал он в поле, и его
Знамя согревало…
Слушайте! Это было на свете.
Шли дожди. Кружилась мгла.
Задыхалась буря.
Парня пуля не брала –
Сплющивалась пуля!
Ну, а ежели брала
В бешенстве напрасном –
Незаметной кровь была,
Красная на красном…
Слушайте! Это было на свете.
Это было со страной,
Значит – было с нами.
Над тобой и надо мной
Вьётся наше знамя.
Слушайте! Это знамя – бессмертно!
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.