Заглавием данной статьи взяты слова из высказывания «Талант не проложит путь к счастию а славу надобно выстрадать…» нашего знаменитого земляка Алексея Фёдоровича Мерзлякова (1778–1830), поэта и критика, доктора философии и декана отделения словесных наук университета, создателя «белого стиха», друга Хераскова, Жуковского, Карамзина, учителя Лермонтова, Тютчева, Лажечникова, Полежаева. Однажды, в ответ на слова Воейкова, что тот хотел бы написать поэму, Мерзляков ответил: «Лучше напиши хорошую песню: скорее доплетёшься до бессмертия…».
Многие песни живут не просто годы, а целые столетия. Песню самого Мерзлякова «Среди долины ровные» исполняют до сих пор. Песню «Стонет сизый голубочек» (1792) Алексея Ермиловича Разорёнова можно и сегодня услышать в изысканных концертах. Песню «В лесу родилась ёлочка» Раисы Адамовны Кудашевой поют на новогодних утренниках и в XXI веке.
А если написано более 200 песен и почти каждая не забыта, как у поэта Алексея Ивановича Фатьянова? Только после 1946 года на экраны вышло 18 фильмов с его песнями. Их распевала вся страна.
Так кто он – талант поэтический или гений? А ведь при жизни его гнобили: «дешевая музыка и пустые слова», «творчески несостоятелен»… Коллеги-поэты трижды (!) исключали Фатьянова из Союза писателей. Композиторов, писавших музыку на стихи Фатьянова, награждали, а его – автора – награды обходили.
Другой поэт-песенник – Василий Лебедев-Кумач – жил в лучах славы, но умер в бесславии. Ещё в 1930 году было обнаружено 12 случаев его плагиата. Оспаривалось и авторство слов песни «Священная война». Официальным автором текста, посвящённого Первой мировой войне, называли Александра Адольфовича Боде, учителя и поэта из Рыбинска.
Песни Фатьянова живут. И песни Лебедева-Кумача живут. Ведь они, как и великие стихи, времени не подвластны. А поэты бессмертны.
Споёмте, друзья! : пять домов Москвы, где сошлись бессмертные рифмы и ноты / ведущий рубрики Вячеслав Недошивин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 1. – С. 68–75. – (Литературный салон Родины. Адресный стол).
Великие стихи не подвластны времени, а авторы их бессмертны. 27 января (8 февраля) 1837 года в результате дуэли между Александром Сергеевичем Пушкиным и французским подданным Жоржем де Геккерном (Дантесом) великий русский писатель и поэт был смертельно ранен.
А. Волков. Последний выстрел А.С. Пушкина. 1869
Дантес был приговорен к повешению. 17 марта 1837 года императору подано определение Генерал-Аудиториата (9 генералов): не вешать, лишить чинов, дворянского достоинства, разжаловать в рядовые. Резолюция Николая I: «Быть по сему». Плюс выслать за границу с жандармом, «как не русского подданного».
Так закончилась эта история с отчетливыми следами вины Дантеса. А впереди у него было еще 58 лет жизни. С женой Екатериной – старшей сестрой Натальи Николаевны Гончаровой/Пушкиной, с четырьмя детьми, с пожизненным сенаторством, с орденом Почетного легиона.
И вот что удивляет. Множество людей готовы благосклонно отнестись к Дантесу. Вот мнения (опрос читателей): «Дуэль все-таки не убийство, а трагическое, безрассудное обоюдное состязание». «Дантес – тоже жертва интриги». «Себя он оправдал, ибо это была честная дуэль». Этот массовый феномен хорошо известен. Есть привычка оправдывать – теми или иными обстоятельствами – убийц. И есть обычай возлагать вину на жертв.
Но как быть вот с этим? Из дневника А. Никитенко, известного в России цензора и любителя литературы: «20 июня 1876 г., Шинцнах, Швейцария. …я часто встречаю человека, наружность которого меня постоянно поражает своей крайней непривлекательностью. Во всей фигуре его что-то наглое и высокомерное. Наша знакомая М. А. С. сказала: «Знаете, кто это? Мне вчера его представили, и он сам мне следующим образом отрекомендовался: «Барон Геккерен (Дантес), который убил вашего поэта Пушкина». И если бы вы видели, с каким самодовольством он это сказал, – прибавила М. А. С., – не могу вам передать, до чего он мне противен!» И действительно, трудно себе вообразить что-либо противнее этого некогда красивого, но теперь сильно помятого лица с оттенком грубых страстей». Или о том же: «Через полстолетия после дуэли известный пушкинист-коллекционер А.Ф. Онегин, посетив Дантеса, спросил его: «Но как же у вас поднялась рука на такого человека?!» Дантес ответил не то с недоумением, не то с негодованием: «Как? А я? Я стал сенатором!»
Миркин, Я. Дантес во Франции : русские встречали его там совершенно счастливым / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 1. – С. 66–67. – (Боль Родины).
Великий русский поэт А.С. Пушкин славу и бессмертие выстрадал. А есть ли вина за гибель и воздаяние за смерть гения? В этой жизни кажется, что нет. А на жизнь другую мы только надеемся. Желаем, молимся – пусть каждому будет дано по делам и грехам его, пусть наступит справедливость, которой мы так ждем.
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.