И не устанем вечно ждать…
Все едины, всё едино,
Мы ль, они ли...
смерть – одна.
И работает машина,
И жует, жует война...
З. Гиппиус, 1914
В одном из номеров журнала «Родина» было напечатано такое письмо: «Уважаемая редакция! В течение длительного времени я получаю ваш журнал.
Дело в том, что в свободное время я изучаю историю моего рода. И, занимаясь генеалогическими изысканиями, по возможности заглядываю на старые кладбища. Зайдя на старое гарнизонное кладбище г. Штаде, в 80 км от Гамбурга, я обратил внимание на два ряда могильных камней со скромными надписями «Русский солдат. Имя…» И никаких дат.
Я родился и вырос в Казахской ССР и это «русский солдат» отозвалось во мне странным чувством. Ведь и мой дед до 1918 года воевал на Австрийском фронте.
Мысль разузнать что-то об этих солдатах не покидала меня. А вдруг откликнутся их потомки?
В архиве г. Штаде есть книга с записями о захоронении с 1914 по 1919 год 19-ти солдат. С датами и причиной смерти, с возрастом, вероисповеданием, довоенной профессией, местом рождения. А у некоторых даже с данными о родителях и женах!».
Вигель, В. 19 из 1914 : читатель «Родины» из Германии ищет потомков русских солдат, похороненных в немецкой земле / Виктор Вигель ; перевод с немецкого ; подготовка к печати Юлия Башарова, Александр Саможнев. – Текст : непосредственный // Родина. – 2019. – № 9. – С. 49–53. – (Расследование Родины).
За годы Первой мировой войны во вражеском плену побывали в общей сложности около 8 миллионов солдат и офицеров – немногим меньше числа погибших на полях сражений. Больше всего было русских (2,4 млн), на втором месте по количеству попавших в плен была Австро-Венгрия (2,2 млн), на третьем – Германия (около 1 млн), затем Италия (600 тысяч), Франция (более 500 тысяч), Турция (250 тысяч), Великобритания (170 тысяч), Сербия (150 тысяч).
Места захоронений многих пленённых остались неизвестными для их родственников, поэтому журнал «Родина» начал поиск потомков русских солдат, похороненных на кладбище Штаде, Химмельпфортен, Земля Южная Саксония, Германия.
И вот получен первый отклик!
Алексей Зимников
Православный, род. 17 марта 1895 г.
Солдат Новогеоргиевского крепостного артиллерийского полка
Место рождения: Петропавловка, Коротоякский уезд Воронежской губернии
До призыва: крестьянин
Семейное положение: холост
Родители: отец Егор Зимников, имя матери неизвестно
Умер в Королевском запасном госпитале Штаде 3 декабря 1918 г.
Причина смерти: сердечная недостаточность после перенесенной пневмонии
В июле 1915 года часть, в которой служил Алексей Зимников, обороняла польскую крепость Модлин. Немцы обложили ее со всех сторон, бомбили с аэропланов и обстреливали из тяжелых орудий, а затем взяли штурмом. В плену остались 83 тысячи русских солдат и офицеров. Многие умерли на чужбине, как уроженец Петропавловки Алексей Зимников.
А больше века спустя в этом воронежском селе отыскался племянник русского воина.
– Когда мне сказали, что Алексей похоронен в Германии, не поверил, – рассказывает Николай Григорьевич Зимников. – Отец ведь говорил, что он погиб на фронте. Они с Алексеем дядя и племянник, отец на 13 лет старше. Повестки получили на третий день войны. Отец перед уходом на фронт зашел на кладбище и сказал: «Не придется дома лежать». Но вернулся живым. А лежит там, получается, мой двоюродный брат.
Валагин, А. Один из девятнадцати : «Родина» нашла первого из потомков солдат, похороненных на немецком военном кладбище Штаде / Антон Валагин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2019. – № 11. – С. 10–11. – (Отклик Родины).
Поиск продолжается. Имена солдат можно узнать в журнале Родина», писать по адресу: Rodinainfo@rg.ru
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.