Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не даёт она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе-горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
… Вот опять смеётся, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как зА сердце берет! …
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна …
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна.
Г.А. Кукушкина В.И.Борисов. Балалайка с красной шалью
Представление о том, что балалайка услаждала русский слух с незапамятных времен, весьма ошибочно. Первое упоминание о ней относится лишь ко второй половине XVII века, а широкое распространение она получила в XVIII столетии. Много старше домра – трехструнный щипковый инструмент с корпусом полусферической формы. Ее трагическая судьба и предопределила рождение балалайки...
В 1648 году царь Алексей Михайлович затеял нешуточную борьбу со скоморохами – профессиональными музыкантами, выказывавшими, как показалось монарху, недостаточно почтения в отношении духовенства и власти. Оружием лицедеев помимо острого языка были домры – и их было приказано «выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».
Не только за игру на домре, но даже за ее хранение любитель музыки рисковал быть битым батогами. Поэтому крайне популярный инструмент за какие-то десятилетия вовсе исчез из русской повседневности.
Но музыкальная русская натура с ее удалым разгульем и сердечной тоской требовала аккомпанемента. И народные умельцы научились мастерить свой собственный инструмент – простейший аналог исчезнувшей скоморошьей домры. По внешнему виду кустарная балалайка сильно отличалась от той, с которой весь мир сегодня связывает русскую культуру: длина грифа превышала длину корпуса по меньшей мере в четыре раза и составляла едва ли не два метра!
В силу легкости изготовления и дешевизны балалайка быстро распространилась по городам и весям: купить ее можно было в любой мелочной лавке за 20–35 копеек. В XVIII веке уже было «нелегко найти в России дом, где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек».
А.Р. Давлашян. На завалинке
Созданная для праздного времяпровождения (неслучайно слово «балалайка» имеет один корень с «балаболить», «балакать», «балагурить») и получившая широкое распространение в социальных низах, она стала ассоциироваться с чем-то примитивным, мужицким, безвкусным.
«Балалайка не играет, а разоряет» – так говорили в народе. Чтобы овладеть балалайкой виртуозно, требовалось время, которое в крестьянских хозяйствах на забавы тратили неохотно. Так что играли на ней в основном на праздничных гуляньях и посиделках. Там народные музыканты и учились друг у друга разным техникам и приемам и для каждого случая существовал свой наигрыш: «под песни», «под пляску», «под частушки» и даже «под драку».
Ф.В. Сычков. Балаллаечник
Но по мере пробуждения интереса к национальной культуре на рубеже XIX–XX веков балалайка, что называется, выбилась из грязи в князи.
Балалайку, какой мы ее знаем, создал в 1886 году энтузиаст Василий Васильевич Андреев. Выходец из семьи купца, музыкант-самоучка увидел в Италии, как на простой мандолине играют и на улице, и на светских вечерах. Вспомнил о российской трехструнке. И, вернувшись на родину, положил жизнь на то, чтобы, по выражению П.И. Чайковского, «одеть балалаечку во фрак».
Просьба изготовить «плебейский» инструмент по авторским эскизам да из горного клена ввергла в шок скрипичных дел мастера, к которому обратился Андреев. Неслыханное дело!
Мастера удалось уговорить лишь на условии строжайшей анонимности. А потом Андреев, давая концерт за концертом в столице, в один судьбоносный день познакомил с преображенной балалайкой императорскую семью – и имел колоссальный успех. «Я вижу за вашим делом – дело государственного значения», – писал император Андрееву. По его настоянию в каждой воинской части появились оркестры балалаечников. Под их чудную игру не гнушались вальсировать и во дворцах. Учились играть на балалайке и в царской семье.
Национальный инструмент воистину ломал социальные барьеры.
Балалайка стремительно вошла в моду, лучшие скрипичные мастера сами стали предлагать свои услуги. А Василий Васильевич основал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», после чего таковые «завелись по всей России: в городах столичных, губернских, уездных».
Великорусский оркестр Андреева произвел фурор и на долгие годы стал визитной карточкой русского искусства. С ним балалайка начала свое триумфальное шествие по миру. Её признали новым элементом мировой музыкальной культуры, и стала одним из символов России, а слово balalaika появилось во всех словарях мира.
Мировая премьера русского народного инструмента состоялась на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
В 1909 году солист Великорусского оркестра Борис Трояновский, будучи на гастролях в Англии, был приглашен в Виндзорский замок. Музыкант-виртуоз играл сразу для двух королей – английского Эдуарда VII и португальского Мануэла II. Как писали газеты, британский монарх был очень удивлен, что на таком простом инструменте можно исполнять виртуозные произведения.
Но сам Трояновский чаще других вспоминал поездку в Ясную Поляну, где ему довелось играть для Льва Толстого. После концерта писатель сказал: «В игре Трояновского звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!»
В романе «Война и мир» Лев Николаевич так описывает игру на балалайке: «Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой-нибудь мастер этого дела...
– Это у меня мой Митька кучер... Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка...
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка...
Мотив Барыни повторился раз сто. …и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру».
Американская пресса восторгалась: «Андреев со своими балалайками сделал для России больше, чем русская дипломатия». «Америка, родина джаза, континентальная Европа, родина классической музыки, превозносили гений Андреева, рукоплескали ... его золушке-балалайке». За рубежом создавались ансамбли балалаечников и мастерские по производству русских инструментов – и некоторые существуют до сих пор!
В 1913 году балалайка в высочайшем присутствии отметила свое 25-летие в Мариинском театре.
В тот вечер Федор Шаляпин сказал Андрееву: «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротинку балалайку. От твоей заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
Но чего это стоило самому Василию Васильевичу!
Все свое наследство, доставшееся после смерти отца – 15 тысяч рублей серебром и несколько тысяч десятин пашни и леса, сдаваемых арендаторам, – Андреев употребил на то, чтобы содержать коллектив. И уже к концу 1890-х годов совершенно промотался.
Василий Васильевич годами добивался правительственных субсидий для своего детища. И добился-таки в марте 1914 года, когда Великорусский оркестр получил статус Императорского и финансирование из Собственной Его Величества канцелярии в размере 25 000 рублей в год. Но после революции оркестру, ставшему «Первым народным великорусским», вновь пришлось затянуть пояса...
Концертная балалайка звучала на митингах и на фронтах Гражданской войны. Во время гастролей по Северному фронту «отец балалайки» неутомимый Андреев заболел и умер 24 декабря 1918 года.
Н. Богданов-Бельский. Дети. Игра на балалайке
Новая власть ведущую роль в просвещении масс признало за гармонью. «Нисколько не будучи врагами так называемого великорусского оркестра», – дипломатично начинал нарком просвещения А.В. Луначарский, – мы должны все-таки подчеркнуть ... домра, балалайка в отдельности недостаточно голосисты, они не могут быть тем центром веселья на посиделках, в хороводе, на каком-либо собрании, каким может быть даже одна гармошка». В 1926 году под лозунгом «Гармонь – на службу комсомолу» балалайка была окончательно вытеснена с улиц.
А вот число ее поклонников среди профессиональных музыкантов неуклонно росло: уже к 1929 году в стране насчитывалось около 2000 оркестров народных инструментов, а в 1950-м их число перевалило за 12 тысяч! Мог ли мечтать о таком Василий Андреев?
В Великую Отечественную войну балалайка была неизменным инструментом в концертных выступлениях перед бойцами. Поэт Роберт Рождественский писал:
Сорок трудный год. Омский госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет старая нянечка: «Господи,
До чего же артисты маленькие!»
Коридоры широкие, длинные.
Мы почти растворяемся в них
С балалайками, с мандолинами
И с большими пачками книг.
А музыкант-балалаечник Михаил Рожков вспоминал: «На фронте, бывало, похлеще оружия балалайка работала. Она ведь укрепляла боевой дух! Мы играли классические мелодии, а могли пошалить и дать песенку «Жил-был у бабушки серенький козлик». Я объявлял так: «Русская народная трагическая мелодия «Жил-был у бабушки серенький козлик». Мы изображали, как бабушка потеряла козлика. Бойцы смеялись! Потом говорили: «После вашего концерта мы фрицам такой концерт зададим, что они нам пятками аплодировать будут!»
Под пение балалайки на пяти континентах срывали аплодисменты артисты балета Игоря Моисеева и ансамбля «Березка», покоряла сердца великая Людмила Зыкина. В 1977 году она создала Ансамбль народных инструментов «Россия», с которым выступала до последнего вздоха. В том числе в объятом войной Афганистане, где за две недели артисты провели 34 концерта.
А еще русская балалайка принесла в 2015 году «Оскар» французскому композитору за саундтрек к фильму. Очарованный тембром инструмента, кинокомпозитор Александр Деспла предложил ансамблю «Россия» записать музыку к фильму «Гранд Отель Будапешт». Несколько дней в Париже шла напряженная работа. Однажды в перерыве утомленные однообразной мелодией музыканты заиграли русскую народную «Светит месяц». В студию вбежал пораженный режиссер и объявил, что эта музыка должна быть в фильме...
Так русская балалайка получила премию американской киноакадемии.
А в 2016 году в зале Музея космонавтики среди спутников, скафандров и ракет-носителей прозвучал фантастический авангард – на балалайке! Самый русский инструмент четвертый год выходит в «Открытый Космос» – так называется международная творческая лаборатория современных композиторов.
Уникальный дуэт балалаек (Андрей Матвеев, Станислав Сабадаш), драйвово зажигают известнейшие хиты, начиная от группы Ленинград до ABBA, от Михаила Боярского до Гарика Сукачева
23 июня отмечается Международный день балалайки.
«Три струны!.. Всего только три струны и маленький треугольный инструмент! Но это наша гордость. Наша родная, национальная гордость... («Обозрение театров», 1909 год).
Нашей русской балалайке суждена ещё долгая жизнь. Ведь она – воплощение русской души.
Чагадаева, О. Балалайка вышла в «Открытый космос» : почему не грозит забвение самому народному инструменту. – Текст : непосредственный / Ольга Чагадаева // Родина. – 2020. – № 1. – С. 90–93. – (Легенды Родины).
Аширова, Э. Русской балалайке исполнилось 130 лет. – Текст : непосредственный / Эльмира Аширова // Родина. – 2018. – № 3.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.