#ГодПамяти#про45
Документы Победы. Продуктовая карточка
К 75-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной войне журнал «Родина» начал выпуск специального приложения «Документы Победы», который будет выходить до мая 2020 года. В каждом выпуске документ и истории, с ним связанные, будет свой – наградной лист, письмо с фронта, продуктовая карточка и похоронка.
Продуктовая карточка.
Не было документа важнее для миллионов советских людей, которые ковали Победу в тылу. И ежедневно воевали с голодом – испытание, который способен выдержать только сильный духом.
Война только началась, а уже 18 июля 1941 года в Москве и Ленинграде ввели продуктовые карточки на хлеб, мясо, жиры…
Андрейкина, Ю. Карточки спасения / Юлия Андрейкина, Елена Колоскова // Родина. – 2020. – № 2. – С. 98–99. – (Научная библиотека Родины).
«Установить нормы отпуска хлеба, крупы, макарон…» : постановление №1882 18 июля 1941 года «О введении карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в гг. Москве, Ленинграде и в отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей» [Текст] // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : – с. 2–4. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
К концу года на снабжение по карточкам перешли все города и населённые пункты Советского Союза. По карточкам распределялись мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары.
Население страны делилось на две категории. В 1-ю вошли рабочие военной, нефтяной, металлургической, химической промышленности, работники электростанций, железнодорожного и морского транспорта. Их карточки были «побогаче». Во 2-ю группу – рабочие и ИТР, служащие других отраслей промышленности.
Потеря продуктовых карточек грозила непоправимой бедой: на рынке буханка хлеба стоила 200–250 рублей, при зарплате квалифицированного рабочего в 800 рублей в месяц.
Н.П. Пашко. У булочной
В 1942 году Лениздат выпустил книгу «Использование в пищу дикорастущих съедобных растений».
Сидорин, В. «Борщевик очень нежен и вкусен...» / Валентин Сидорин // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 13. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
В издании подробно, с иллюстрациями, рассказывалось о съедобных дикоросах на территории Ленинградской области, их заготовке, хранении и приготовлении.
Борщевик, ставший в наши дни настоящим бедствием для сельчан и дачников, оказывается, «очень нежен и вкусен. Может служить хорошей начинкой (фарш для пирогов и пирожков)». Вот только где взять в блокадном городе муку для теста…
Издание было подписано в печать 29 июня 1942 года. И, значит, до читателя дошло в лучшем случае в конце лета, когда сбор большинства дикоросов завершался. Как хочется верить, что книга хоть кому-то помогла...
Спасаясь от голода, люди в городах распахивали газоны и клумбы, на которых сажали капусту и картошку. Всё было подчинено одной цели – выжить! И выжили!
О том, как выживали, известно из дневников.
Ужин на двоих. «Мама совсем голодная, мне отдает, а я ей...» : записи из дневника 16-летнего ленинградца Игоря Никитина / подготовка текста Вера Черенева // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 10–12. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
16-летний ленинградец Игорь Никитин жил с матерью. В мае 1941 года Игорь окончил восьмой класс. В девятый он не пошел. По совету матери устроился на завод фрезеровщиком. Это спасло Игорю жизнь: паек для рабочих был выше, чем для детей или иждивенцев.
Дневник Игоря Никитина хранится в Музее обороны и блокады Ленинграда. Выдержки из него публикуются впервые.
25 ноября 1941 года. Семейный ужин со щами на обойном клее. Его добавляли, чтобы хоть как-то загустить кипяток с листьями капусты. «Мама совсем голодает, мне отдает, а я ей, кой-как пока живём».
Декабрь 1941 года. «Радостное событие: норма хлеба рабочим увеличена до 350 граммов».
В начале января Игорь заболел. Мать с сыном доели последние щавелевые листья. Начались голодные обмороки. С 7 января Игорь не смог сам вести дневник. За него писала мама. Она ищет любые способы спасти себя и сына: «25 января 1942 года. Обратила внимание на стоящее дома чучело лося. Из копыт получилось четыре тарелки студня». Мать с сыном ели его несколько дней. Игорь стал выздоравливать.
В январе 1943 года Игорь Никитин в возрасте 17 лет ушел на фронт. Был артиллеристом, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Был ранен. Демобилизовался в 1945-м. Вернулся в Ленинград. На вокзале его ждала мама. Она выжила.
Страница из дневника Игоря Никитина
«Лиза получила вместо сахара печенье. Целое богатство – 1,2 кг!» : записки советских людей в дневниках // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 5–9. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
Афиногенов Александр, драматург
15 июля 1941. [...] В Москве – жара, духота. Завтра вводят карточки. Поэтому сегодня покупают сухари, сушки... Наивное желание запастись на всю войну…
Филадельф Паршинский, житель Архангельска
31 августа 1941. [...] Хлебную карточку на 400 граммов мне выдали из домоуправления. Дали также карточку на сахар – кондитерские изделия на сентябрь с 4 талонами по 100 граммов каждый. Вместо 400 граммов хлеба можно получить 4 булочки или 4 ватрушки, если есть в магазине. Видел коммерческую очередь на углу Петроградского и Энгельса. Выносят из магазина пшеничный и белый хлеб, булочки, батоны сдобные. Очередь огромная. Есть у публики деньги! Откуда только берутся?!
Михаил Смирнов, историк
7 февраля 1942. Совершенно неожиданно Лиза получила по январским карточкам вместо сахара печенье. На нашу долю целое богатство 1,2 кг.
Владимир Ге, лектор Политотдела 42-й армии Ленфронта
27 июля 1943. [...] Продовольственная карточка – это была жизнь человека. Как бы мизерны ни были нормы снабжения, но все же продовольственная карточка излучала какую-то надежду на спасение, на продление жизни. Каждый стремился продержаться. До чего? До какого времени? Об этом никто ясного представления не имел. Но хотелось верить, что что-то должно произойти, что так долго не может длиться. И люди заставляли себя верить.
Любовь Шапорина
8 января 1945. [...] Мне не повезло в новом году. Мне дали вместо рационной магазинную карточку… 3[-го] я пошла в районное бюро по выдаче карточек для обмена на рационную. Конечно безрезультатно, но меня поразило следующее. Там вместе со мной ждали заведующую человек двадцать, главным образом, женщины, у них у всех были украдены карточки. Заведующая, как только пришла, заявила, что украденных карточек восстанавливать не будет. «Это вам не 42 год, а 45», – кричала она. На прошедших к ней в кабинет она кричала, как на последних воров. А это все были женщины, имеющие детей, потерявшие все возможности питаться, со справками и рекомендациями с мест работы! [...]
Нина Покровская
16 декабря 1947. Я помню, как-то в Москве я размечталась и с такой надеждой сказала: «Как будет хорошо, когда отменят карточки, и мы не будем делить хлеб». А мама мне возразила: «Нет, по-моему, и тогда лучше делить, а то кому-нибудь да не хватит». Сегодня первый день без карточек.
Эта фотография сделана 14 ноября 1944 года в кабинете директора Пермского авиационного завода № 19, генерал-майора Анатолия Григорьевича Солдатова.
За большим столом директор собрал передовиков, выполнявших по полторы-две нормы выработки за смену. И поставил перед каждым из них награду за доблестный труд – литровую банку с вареньем или компотом. Премию получили 52 подростка.
Для пацанов, забывших, когда и хлеб-то ели досыта, такое не назовешь пределом мечтаний. Потому что о таком и не мечтали. «Это была дорогая награда. Помню как я, прижав к груди банку, бежала в общежитие, чтобы поделиться с подругами!» – через много лет вспоминала фрезеровщица Саша Юдина.
Около восьми тысяч подростков от 12 до 16 лет держали трудовой фронт в цехах завода. К станку ставили даже тех, кто в прямом смысле до него не дорос. Для них сколачивали специальные подставки.
В 2019 году пермский режиссер Сергей Лепихин снял фильм о подростках, которые в годы войны стали трудовым ресурсом страны. Это фильм, в котором нет закадрового текста – историю рассказывают ветераны, работавшие на авиазаводе в годы войны.
Суворова, И. День варенья : маленьким передовикам авиазавода вручили награду, о которой они не могли даже мечтать / Инесса Суворова // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 14–15. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
Недостаток продуктов питания, введение продовольственных карточек привело в тому, что в стране расцвела спекуляция, мошенничество с карточками. К 1942 году, впервые после Гражданской войны, вернулось такое явление, как «мешочничество». «Мешочниками» называли тех, кто занимался скупкой, перевозом и перепродажей продовольствия и товаров первой необходимости. «Мешочники» в огромных количествах скапливались на железнодорожных станциях и создавали угрозу срыва движения поездов практически на всех направлениях.
К осени 1942 года проблема приняла такие масштабы, что потребовалось принятие самых решительных мер по улучшению ситуации.
Чагадаева, О. Лаврентий Берия – Иосифу Сталину: Наблюдается рост «мешочничества» / Ольга Чагадаева // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 19–20. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
После выхода Постановления ГКО от 25 сентября 1942 г. № 2342 «О мероприятиях по борьбе с «мешочничеством» на железнодорожном и водном транспорте» за период с 1 октября 1942 года по 1 июня 1944 года было задержано 151 289 мешочников, среди которых выявлено 5000 спекулянтов, и изъято 4080 тонн продуктов.
Удивительно, но в период войны, когда кондитерское производство в стране практически отсутствовало, а московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» поставила на поток производство дымовых шашек и концентрированных каш для фронта, был создан сорт шоколада «Гвардейский».
Он придуман в 1942 году в честь победы в битве за Москву. Фактически, за один день был подготовлен новый рецепт на основе того, что имелось в наличии. Столь же быстро был разработан и эскиз этикетки.
Первые объемы продукции были направлены на фронт в том же 1942 году.
Зайцева, Е. Горькая сладость победы : выпуск шоколада «Гвардейский» был приурочен к разгрому фашистов под Москвой / Екатерина Зайцева // Родина. – 2020. – № 2. – Прил. : с. 21. – (Документы Победы. Продуктовая карточка).
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.