15 января 2020г замечательному русскому писателю Евгению Ивановичу Носову исполнилось бы 95 лет.
Он родился в трудовой семье, рано познал тяготы и невзгоды военных лет. Позже журналистская работа дала ему возможность узнать и увидеть жизнь такой, какая она есть на самом деле.
Немало усилий потребовалось писателю, чтобы самобытно заявить о себе: тот край средней России где он родился и рос, был уже обстоятельно обжит поэтами и прозаиками 19 века. Здесь жили и творили также Иван Бунин, Михаил Пришвин , Андрей Платонов, Леонид Андреев.
В автобиографии Е. И.Носов писал: «Моей неизменной темой по — прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию». Носовский крестьянин не похож на его северного собрата или собрата сибирского. Узнаваем он остаётся и в шеренге воинов В. Астафьева, Ю. Бондарева, К. Воробьёва своей молчаливостью, крестьянской рачительностью, угловатой застенчивостью.
Добр и светел талант писателя. Всё его творчество, как вечернее летнее солнце: не палит, не жжёт, а излучает тепло и тихий, благодатный свет. Им согрет родной мир: скромные, трудолюбивые люди, дети и старики, деревья и травы, птахи и всякая живность, небо и земля.
Война в судьбе любого её участника не эпизод . И не случайно позже год войны и рядовому, и генералу засчитывался за три. Евгений Носов шагнул в войну в 1943, после окончания 8 класса. В составе армии К.К. Рокоссовского он участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток. Уже на подступах к Кенигсбергу, в 1945г был тяжело ранен... Но описания боёв, атак, наступлений писатель избегал. Это было не в природе его таланта.. В рассказах его и повестях есть та предельная болевая черта, дойдя до которой герои замолкают в подавленной немоте, а перо писателя останавливается, словно натолкнувшись на открытую рану, и начинает, едва касаясь живой ткани, обходить эту рану по её рваной закраине.
И упор в своём творчестве Е. Носов делает не на героизме умирать на поле брани, а на во сто крат более тяжёлом мужестве выживать и оставаться людьми. Огненные годы являются нравственным ориентиром в последующей жизни героя (рассказ «Яблочный спас»).
То, что доводилось переживать на войне детям , сразу делало их взрослыми, юных делало мужчинами (повесть «Шумит луговая овсяница»).
«Перевязал я верёвочкой свои физики-химии, недоделанные планеры на чердак спрятал и — утопал... Думал, приду-доделаю...Я даже девчатам письма не писал: не успел завести...»
Школу он заканчивал уже после Победы, придя в выпускной класс в гимнастёрке и солдатской шинели, с пенсионным удостоверением инвалида войны — старше школьников на целую войну...
Война мучила Е. Носова сильно и неотступно болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел.
«Полк наш шел на запад, а за нами — от села к селу, от города к городу цепочкой тянулись могилы — путь к нашей победе» (рассказ «Шопен, соната номер два»).
Проза конца 1980-х-- нач.1990-х проникнута болью за распад традиционных устоев народной жизни и нравственное разрушение личности ( рассказы «Тёмная вода», «Костёр на ветру»).
С тревогой глядит Е. Носов на беспризорные избы в рассказе «За долами, за лесами», на крестьянских сыновей и дочерей, болтающихся между городом и деревней, утрачивающих трудовые навыки отцов и задаёт вопрос — кто же идёт на смену вчерашнему мужику и что за человек ожидает нас в будущем? (очерк «На дальней станции сойду...»)
Темы деревни, войны и детства неизменны и постоянны в творчестве писателя. И очень органично вплетаются в эти темы мягкий юмор писателя, тонкий лиризм в описании природы, точность в описании быта, стремление передать своеобразие жизни и речи деревенского жителя. И даже чисто пейзажные зарисовки то словом, то образом выдают в авторе писателя — фронтовика.
С творчеством писателя можно ознакомиться на книжной выставке «Е.И.Носов — голос русских просторов» в библиотеке-филиале им.В.И.Юровских , или посетив любую из библиотек ЦБС.
Заведующий библиотекой-филиалом им. В.И.Юровских
Лесных Н.В.