Первая мировая война взорвала старый мир и погребла его под обломками империй и государств, миллионами трупов, руинами селений и городов. Друг с другом воевали 38 государств с населением в полтора миллиарда человек. Это 87% населения планеты.
Десять миллионов погибших и двадцать миллионов искалеченных. Четыре империи – Австро-Венгерская, Оттоманская, Российская и Германская исчезли с карты мира.
Трансформации не закончились с подписанием всех мирных переговоров – напротив, они только начались, и нет им конца. Трещины, возникшие тогда, расползаются по миру и по сей день. И продолжаются в свирепых битвах в Сирии и в Ираке.
В 2016 году редакция журнала «Знание-сила» осуществила целую серию публикаций на тему «Империи. Зло или благо?», привлекая к разговору историков, философов, культурологов.
Империи. Зло или благо? : главная тема // Знание-сила. – 2016. – № 1. – С. 24–44. – Содерж. : Актуальные уроки Первой мировой / Алексей Янов ; Последний удар империи / Александр Горянин ; Первая мировая. Лаборатория возможностей или колыбель катастрофы / Андрей Тесля.
Но кроме кошмара, с ней связанного, Первая мировая война подарила независимость многим народам, входившим в состав исчезнувших империй и бывших тюрьмой народов.
Только ли тюрьмой народов были империи? Только ли зло они несли? Это тема разговора, начатого в статье:
Горянин, А. Россия, год 1913 / Александр Горянин // Знание-сила. – 2016. – № 2. – С. 46–53. – (Империи. Зло или благо?).
Российский патриотический плакат времён Первой мировой войны
Одним из крупнейших сражений Первой мировой войны считается Брусиловский прорыв.
В ходе Первой мировой войны он стал новым словом в развитии военного искусства.
Новый метод наступления, избранный генералом А.А. Брусиловым, состоял в том, что наступление происходило в нескольких местах на протяжении всего фронта Это сбивало противника с толку, лишало его возможности перебрасывать резервы на угрожаемое направление, заставляло рассредоточивать внимание, силы и средства. Другим новшеством Брусилова оказалась артиллерийская подготовка наступления.
В результате прорыва австрийский фронт был прорван на протяжении 80 километров и откатился на добрую сотню километров. Беда была в том, что остальные фронты не поддержали наступления. Войска германского кайзера перешли к стратегической обороне, которая предопределила победу Антанты в 1918 году.
Смирнов, А. Брусиловские волны : военачальник-самородок, именем которого назван знаменитый прорыв, при советской власти стал «свадебным генералом» / Андрей Смирнов // Родина. – 2016. – № 7. – С. 68–73. – (Личность).
В статье рассказано о том, как «нетипичный» генерал Брусилов поднимался по карьерной военной лестнице, тоже нетипичной.
Содержит статья и подробный рассказ о Брусиловском прорыве, о достижениях, просчётах в этом сражении и той ошибке полководца, которая привела к тому, что удачное «наступление превратилось для русских войск в самоистребление». (Русские потеряли погибшими, ранеными и пропавшими без вести 1 440 000 человек, тогда как австро-венгры и германцы около 790 000)
И как национальный герой генерал Алексей Алексеевич Брусилов, унижаясь, вызывая упрёки в двуличии, подлаживаясь под «демократию», сотрудничая с комитетами, пытался спасти разлагаемую революцией армию, или хотя бы последние офицерские кадры.
Но новой власти нужно было только имя генерала.
Пронин, А. Триумфальный успех «выскочки» и «берейтора» / Александр Пронин // Тайны и преступления. – 2016. – № 2. – С. 3–13.– (Роль личности).
О судьбе генерала Брусилова в период с Февральской революции до смерти в 1926 году.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.