Фотография этого двухэтажного дома у пруда, в 1974 году была частью оформления одного из отделов открывшегося в нашем городе магазина «Книжный мир», который до недавнего времени располагался по ул. Комсомольской. Появилось это фото не случайно. Рядом с ним висел портрет русской поэтессы Ксении Александровны Некрасовой, чье имя носил клуб книголюбов образованный при магазине. А в этом доме у пруда она жила, когда приехала на учебу в Шадринский агропедагогический техникум, располагавшийся в здании современной школы №10, в далеком сентябре 1930 года.
Известный зауральский филолог Вячеслав Павлинович Тимофеев, занимавшийся в свое время изучением пребывания поэтессы в нашем городе, назвал его «основным университетом в литературном образовании Ксении Некрасовой». Здесь она уже писала свои стихи, хотя ценности их еще не знала, не датировала и часто не хранила. «Гудит колокол партии Ленина» - эти, написанные К.А. Некрасовой в нашем городе строчки, может быть, звучат сегодня не актуально, но в тот период нашей истории, когда в культурном строительстве основной задачей было всеобщее начальное образование детей и ликвидация неграмотности среди взрослых до 50 лет, были к месту. Ведь Ксения Александровна и должна была нести культуру в массы, не зря же она поступила агропедтехникум, где, кроме дошкольного и школьного отделений, было отделение политпросветработы, выбранное ею. Выпускники этого отделения должны были работать в сельской избе - читальне, в красном уголке, в колхозном клубе. По воспоминаниям преподавательницы агропедтехникума, молодой современницы Ксении Александровны Некрасовой, Елизаветы Алексеевны Чурсиной, часто поддерживающей её, в том числе и материально, стихи К.А. Некрасовой часто помещали в стенгазету техникума. «Идет рядом со мной и тут же на ходу сочиняет стихотворения, записывает на клочках бумажки»- вспоминала Е.А. Чурсина, сохранившая для нас несколько некрасовских стихотворений.
По состоянию здоровья ее учеба в техникуме закончилась в мае 1931 года. По заключению медицинской комиссии, Ксении Александровне было рекомендовано сменить профессию, так как работа была бы для нее трудна. «Рекомендуется перевод из педтехникума, говорится в медицинском документе,- в литературный техникум, сообразно с проявленной склонностью к литературному искусству». Что Ксения Александровна и делает, уезжая из нашего города, искать свое поэтическое счастье.
О каком же доме я вела речь вначале? О доме №93 по улице Февральской. Время неумолимо. Вот оно коснулось и его. Опустевший, сиротливо он доживает свои последние деньки. Счастливые жители получили новые квартиры, а с карты нашего города уходит еще одна страничка истории, никогда не отмеченная никакими памятными досками. А ведь когда-то этот дом принадлежал купцу П.Н. Плотникову, а после революции был муниципализированным владением и стал коммунальной собственностью горместхоза.
Скольким шадринцам этот дом дал приют за эти годы? Знали ли они о знаменитой на весь мир жиличке? Её стихи, изданные в серии "Самые мои стихи", получили премию ЮНЕСКО "Самые красивые книги мира. 1997 год". Ксению Александровну Некрасову часто называют нищей, бесприютной. Такой она, по сути, и была, обретя свой угол в Москве только за неделю до своей смерти. И этот шадринский дом у пруда, на 9 месяцев был для нее пристанищем. Вспоминала ли она о нашем городе?
У многих старых шадринских домов своя история. И у этого своя - поэтическая. Может быть, когда-нибудь экскурсоводы будут останавливаться возле красивого особнячка или торгового центра и говорить, что когда-то на этом месте стоял дом, в котором некоторое время жила знаменитая русская поэтесса Ксения Александровна Некрасова. А пока, если кому-нибудь стало интересно, прогуляйтесь к дому у пруда. Скоро он останется только на фотографиях.
Л.В. Дюндик,
зав. библиотекой им. К.Некрасовой